Немного о вертолетах

Патрулирование нефтепроводов на вертолете: «Когда летишь через перевалы ‒ такая красота вокруг!»

84 % экспортируемой из России нефти передается через нефтепроводы. Об особенностях их патрулирования нам рассказал борт-оператор по проверке магистральных нефтепроводов в Краснодарском крае. Борт-оператор не хочет, чтобы его имя фигурировало. По этой причине мы вам его не представляем.

‒ Расскажите, пожалуйста, для чего вообще нужно патрулирование нефтепроводов? Что может с ними случиться и от чего патрулирование страхует?

‒ Разлив нефти ‒ серьезное происшествие. Его не всегда можно вовремя заметить на земле и не всегда можно оперативно добраться на автомобиле. К месту утечки быстрее всего попасть напрямую, то есть долететь. Вообще нефтепроводы прячут в землю. В случае утечки нефть будет пробиваться наружу. И если мы видим сверху подозрительную лужу, тогда садимся. Надо же разобраться: это обычное машинное масло кто-то пролил или действительно случилась авария.

‒ Если нефтепровод находится под землей, может, есть какое-то специальное оборудование, которое сверху его сканирует?

‒ Такого оборудования нет, но есть специальные опознавательные знаки. Сверху мне хорошо видно, где какая ветка идет. За те полгода, что я здесь работаю, аварий, к счастью, никаких не случалось.

‒ Скажите, а нужны какие-то особые навыки, чтоб качественно производить облет? Или достаточно ориентироваться в опознавательных знаках?

Все равно требуется специальное образование. Нужно понимать, что вообще из себя представляет нефтепровод, механизм его работы и технические особенности.

‒ И с какой периодичностью вы патрулируете нефтепровод?

‒ Четыре раза в неделю. Это закреплено в специальном государственном регламенте. В зависимости от маршрута на один облет уходит три-четыре часа. Если по каким-то причинам приходится лететь дольше, садимся и дозаправляемся: резервный топливный бак всегда с собой.

‒ А существуют ли какие-то альтернативные виды патрулирования?

Читайте также:  "Здравствуйте. Можно вертолет к 17-му километру МКАДа?", или Развитие вертолетного такси в России и мире

‒ Да, есть беспилотники. Как правило, их использует служба безопасности. Но они также подходят для патрулирования нефтепровода. В них установлена камера, и изображение с нее видно на экранах диспетчеров.

‒ Почему же вы их не используете? Наверняка они значительно дешевле обходятся.

‒ Я думаю, что это неправильно. Летать на вертолете самому гораздо эффективнее ‒ человек замечает больше важной информации. Тем более что высота полета беспилотника ‒ 300 метров, а вертолета ‒ 100 метров. То есть мы ближе находимся к тем объектам, которые патрулируем. Соответственно, обзор намного лучше. А если проводят какие-то плановые технические работы, добираются на автомобиле.

‒ А на чем вы летаете? Вертолет ‒ собственность компании или вы к кому-то обращаетесь?

У нашей компании заключен долгосрочный контракт с одним из крупных российских эксплуатантов, и они предоставляют нам вертолет с пилотом в нужное время. Это всегда Robinson R66.

‒ Перед вылетом испытываете какое-то волнение, эмоциональный подъем? Или все привычно и буднично?

Сейчас уже волнения нет. Первые разы, конечно, было очень необычно и интересно ‒ раньше ведь я никогда не летал на вертолете. Особо запомнилось, когда мы отправились в горы в районе Новороссийска и Туапсе. Когда летишь через перевалы ‒ такая красота вокруг!

‒ Друзья, наверно, просят прокатить на вертолете?

‒ В шутку, конечно, просят. А если серьезно, то делать этого нельзя. Любой человек может лететь только по заранее согласованной заявке и только в связи с производственной необходимостью.

‒ Чем-то принципиальным отличаются полеты летом от полетов зимой или осенью?

‒ Конечно, погода очень сильно влияет. В дождь вылететь мы можем, но точно не полетим туда, где гроза или град. А зимой не вылетаем при угрозе обледенения, решение принимает пилот.

Читайте также:  Вертолеты гибридной схемы – быстрые полеты по всей России

‒ Доверяете пилотам? Нет опасений, как например, в ситуации, когда садишься в машину к незнакомому человеку ‒ какой он там водитель?

Пилотам я полностью доверяю. И хотя они работают вахтой ‒ по месяцу, мы со всеми быстро притираемся, все они настоящие профессионалы. Иногда нам могут «составить компанию» начальники станций либо управлений. Но чаще летим вдвоем.

‒ А вы сами никогда не садились за «штурвал» вертолета?

Нет, конечно, это делают только опытные пилоты. Хотя мне интересно было бы попробовать, только сначала на тренажере J.

‒ Проработав полгода борт-оператором, заметили какие-то проблемы в отрасли? Может быть, банальная нехватка денег или специалистов?

‒ С нехваткой денег все сталкиваются J.Однако карьерный рост есть, да и специалисты ‒ что надо!

‒ Удачи вам и покорения новых вершин. И спасибо, что уделили время!

Беседу вела Татьяна Купреева,

маркетолог компании «ХелиКо Групп».

На фото ‒ патрулирование нефтепровода на вертолете Robinson R66