Немного о вертолетах

16 главных вопросов от покупателей вертолетов

Многие люди, имеющие и потребность, и возможность приобрести вертолет часто даже не задумываются об этом в силу распространенных предрассудков о закрытости, баснословной дороговизне и сложности в эксплуатации и обслуживании вертолетов. Предлагаем вам ознакомиться с ответами на самые распространенные из базовых вопросов относительно частных вертолетов в России.

1. На вертолетах летают военные, полиция и правительство. Разве можно использовать «вертушку» в частном порядке? Нужно ли получать разрешение на полеты и где можно летать?

Вертолеты активно эксплуатируют как гражданские негосударственные организации, так и частные лица во всем мире, в том числе в России. Винтокрылые машины применяются для грузо- и пассажироперевозок, частных полетов, мониторинга, туризма, занятий экстремальными видами спорта и в других целях.

На вертолетах летают не только военные

Не все знают, что с 2010 года в России введен уведомительный порядок полетов в большинстве зон, используемых малой авиацией. Это означает, что для полета больше не требуется разрешения, достаточно перед вылетом уведомить местного диспетчера перед вылетом и отправляться в путь!

Вопрос «где можно летать» до сих пор остается «белым пятном» в российском законодательстве. Проще перечислить, где летать нельзя. Вы не сможете использовать винтокрылую машину над Москвой в пределах МКАД, а также над Рублевкой и Завидово. Эти территории относятся к запретным зонам. Другие запретные зоны указаны в картах воздушных трасс.

Нельзя летать в приграничной зоне. Это может быть расценено как серьезное правонарушение.

Территории большинства крупных населенных пунктов, включая Новосибирск, Екатеринбург и другие, относятся к специальным зонам. Над ними можно летать после получения разрешения от ОВД (органов воздушного движения).

За городом можно летать практически везде. Достаточно подать план полета и уведомить диспетчера за час до вылета. А для полетов по установленным маршрутам между вертолетными площадками не нужны даже уведомления.

2. Как организовано движение вертолетов в России?

Согласно законодательству, воздушное пространство РФ разбито на три зоны: A, C и G. Владельцу вертолета нужно знать следующее:

Зона A используется пассажирскими лайнерами и военными. Здесь летают воздушные суда большой авиации, а полеты осуществляются по приборам на большой высоте между 3 тыс. и 8 тыс. метров. Разрешение на использования эшелона дает диспетчер УВД.

Зона C ‒ специальная. В ней устанавливаются особые условия воздушного пространства. Эту зону могут использовать как большие авиалайнеры, так и воздушные суда малой авиации. Разрешение на пребывание в зоне C дает диспетчер. Обычно эта зона воздушного пространства устанавливается рядом с аэропортами, над крупными населенными пунктами, объектами инфраструктуры.

Зона G предназначена для полетов малой авиации. Здесь летают легкомоторные самолеты, вертолеты, гиропланы и другие воздушные суда. Полеты выполняются на высоте от 300 до 4,5 тыс. метров. Разрешение на полет в зоне G не требуется, но вы должны уведомить органы воздушного движения об использовании воздушного пространства за час до вылета.

Подробнее с правилами использования воздушного пространства вы познакомитесь, когда будете обучаться на курсах пилотов.

3. Как выбрать вертолет?

Ответ на этот вопрос зависит от задач, которые вы планируете решать с помощью воздушного судна.

Если вам нужен вертолет для частных полетов, обратите внимание на легкие воздушные машины компании Robinson. R44 и R66 относятся к числу наиболее экономичных летательных аппаратов. R44 принимает на борт четырех человек, а R66 ‒ пятерых. Вертолеты Robinson можно использовать как средство личного воздушного транспорта, так и для профессиональной деятельности.

Если вам необходим более вместительный вертолет, обратите внимание на универсальные воздушные суда компании Airbus Helicopters: H125 (ранее AS350B3) – самый популярный и широко используемый во всем мире вертолет завода-производителя Airbus Helicopters, H130, H135, H145 и более тяжелые вертолеты этого производителя. Например, Airbus Helicopters H125 принимает на борт 5-6 пассажиров, а H175 – до 18 человек.

Планируете использовать вертолет для регулярных пассажирских перевозок, выполнения воздушных работ или в качестве грузового транспорта? Обсудить соответствие конкретных типов вертолетов вашим целям и задачам можно со специалистами «ХелиКо Групп».

Читайте также:  За и против покупки ресурсного (бу) вертолета Robinson

4. Из чего складывается цена на вертолет?

  • заводская розничная цена вертолета Robinson R44 или R66 в базовой комплектации или с дополнительными опциями на выбор заказчика
  • стоимость минимального набора обязательного оборудования для эксплуатации в России и странах бывшего СНГ (так называемый российский пакет), состоящего из:
    • аварийного радиомаяка (E.L.T. Kannad 406 AF);
    • обогрева трубки пито (Heated Pitot Tube);
    • метрического высотомера (Meter Altimeter);
    • авиагоризонта с указателем скольжения (Artificial Horizon w/slpskd);
  • стоимость упаковки вертолета на заводе-изготовителе;
  • стоимость страховки воздушного судна при его экспортной транспортировке;
  • стоимость транспортировки вертолета. Два варианта:
    • морем (дешевле, дольше);
    • самолетом (дороже, быстрее);
  • таможенный сбор;
  • таможенная пошлина (временно отменена на легкие вертолеты);
  • НДС (для РФ 18 %);
  • расходы на услуги таможенного брокера;
  • транспортировка вертолета к месту его постоянного базирования у клиента;
  • страховка вертолета при транспортировке по РФ, сборке и облете;
  • сборка после экспортной транспортировки и контрольный облет вертолета;
  • услуги по регистрации вертолета и получению СЛГ.

5. Где можно оставлять вертолет? Можно ли построить ангар возле загородного дома, если я не хочу каждый раз ездить в аэропорт/на аэродром?

Да, вертолет можно хранить возле дома. Для этого необходимо зарегистрировать вертолетную площадку на принадлежащем вам или арендованном участке земли. Компания «ХелиКо Групп» оказывает содействие в оформлении необходимых документов. Также специалисты компании помогут вам возвести ангар и оборудовать посадочную площадку.

6. Какое топливо необходимо для вертолетов? Какой в среднем расход топлива?

Это зависит от вертолета, который вы используете. Вертолеты R44 компании Robinson оснащены поршневыми двигателями Lycoming, работающими на авиационном бензине 100 LL. Сейчас на аэродромах все чаще присутствует этот вид топлива зарубежного производства, а в последнее время также и отечественные аналоги.

Литр авиационного бензина 100 LL российского производства по состоянию на декабрь 2016 года стоил 65 руб. при покупке бочки объемом 200 л, зарубежного производства – около 100 – 120 руб. за литр.

Расход топлива при использовании вертолета Robinson R44 с поршневым двигателем составляет около 57 л/ч.

Вертолеты с газотурбинным двигателем заправляют авиационным керосином. Расход топлива варьируется в зависимости от типа воздушного судна, количества и мощности двигателей. В среднем для винтокрылой машины с одним двигателем необходимо 150–200 л/ч.

Стоимость авиационного керосина составляла около 40 руб. за литр по состоянию на декабрь 2016 года.

7. Что необходимо для регистрации вертолета в России?

Зарегистрировать вертолет можно самостоятельно. Для этого владельцу необходимо выполнить следующие действия:

  • Обратиться в Ространснадзор для включения воздушного судна в Госреестр.
  • Предоставить в Ространснадзор документы, подтверждающие право собственности на вертолет.
  • Зарегистрировать аварийный радиомаяк.
  • Зарегистрировать в Минсвязи радиостанцию.
  • Прошить и зарегистрировать аварийные маяки в КОСПАС-САРСАТ.
  • Зарегистрировать в Росавиации план ТО воздушного судна.

Обратившись в «ХелиКо Групп», владелец вертолета может сэкономить время. Достаточно оформить доверенность и передать специалистам «ХелиКо» пакет необходимых документов. Остальные действия, необходимые для регистрации вертолета, наши специалисты выполнят сами.

8. Как получить сертификат летной годности (СЛГ)?

Чтобы получить сертификат летной годности, владелец должен подать заявку в Росавиацию и предоставить пакет документов. Он включает свидетельство о регистрации, свидетельство о праве собственности, документы о регистрации радиостанции и аварийного маяка. Также в пакет входят формуляр, бортовой и санитарный журналы, руководство по эксплуатации. СЛГ не выдадут без договора о техобслуживании, акта оценки технического состояния вертолета, утвержденной схемы раскраски.

Владелец вертолета может делегировать получение СЛГ экспертам «ХелиКо». Это экономит время собственника. Чтобы наши специалисты оформили СЛГ, владельцу воздушного судна достаточно оформить доверенность и предоставить копии документов. Во время проверки воздушного судна специалистами Росавиации представитель «ХелиКо» будет представлять интересы клиента. Это уменьшает вероятность серьезных замечаний и отказа в выдаче СЛГ.

Читайте также:  Обзор регулирующих органов в вертолетной области

Обратите внимание, услуга оформления СЛГ входит в стоимость поставки нового вертолета клиентам «ХелиКо Групп».

9. Где проходить техническое обслуживание вертолета?

Проходить техническое обслуживание (ТО) и ремонтировать вертолеты можно только в организациях, которые одобрены Росавиацией на выполнение соответствующих видов работ. Очень важно, чтобы подрядчик имел действующий сертификат организации по ТО, а также допуск на обслуживание вашей модели винтокрылой машины.

Если это условие соблюдается, по результатам выполнения всех регламентных работ по ТО, вы получите документы, необходимые в дальнейшем для получения очередного сертификата летной годности (1 раз в каждые 2 года для типового воздушного судна).

Обслуживать вертолеты могут только сертифицированные организации

Еще один важный момент: качество ТО зависит от уровня подготовки инженеров и технического персонала подрядчика. Выбирайте организации, специалисты которых прошли стажировку на заводах-изготовителях вертолетов, имеют опыт и относятся к делу со всей душой.

10. Как часто нужно проходить ТО?

Сроки выполнения ТО устанавливаются производителем для каждого типа вертолета отдельно. Они указаны в руководстве по технической эксплуатации воздушного судна.

Например, для вертолетов Robinson существуют два графика прохождения техобслуживания: по налету часов и по календарному плану, что раньше наступит. Например, первое ТО на R44 необходимо выполнить, спустя четыре месяца после покупки или после налета 29 часов и далее каждые 50 часов или 4 месяца, а на R66 – каждые 100 часов или также 4 месяца, что раньше наступит.

То есть если вы налетали 50 часов раньше, чем прошло четыре месяца с момента прохождения крайнего ТО, используйте график по налету часов. При этом если вы не налетали часы через четыре месяца после покупки вертолета, необходимо пройти ТО в соответствии с календарным планом.

11. Как организован процесс прохождения ТО? Мне придется куда-то лететь?

ТО выполняется на базе сертифицированной организации либо непосредственно в месте базирования вертолета заказчика. Если выбран первый вариант, то владельцу приходится перегонять свой вертолет на площадку подрядчика.

«ХелиКо Групп» имеет право и возможность организовать ТО на вашей территории вне зависимости от города базирования вертолета, а также в Казахстане. Для этого инженеры компании со всем необходимым оборудованием и инструментом выезжают непосредственно туда, где заказчику удобно, чтобы было проведено ТО.

Обратите внимание, капитальный ремонт выполняется только на базе сертифицированной организации. Для его проведения требуется стационарное оборудование, большое количество специального оборудования и т. п.

12. Сколько стоит ТО вертолета?

Это зависит от целого ряда факторов:

  • типа воздушного судна, количества двигателей, ресурсного и в целом технического состояния вертолета;
  • налета часов;
  • интенсивности эксплуатации;
  • места базирования.

Например, стоимость обслуживания вертолета с двумя двигателями обойдется вам дороже, чем ТО воздушного судна с одним двигателем. Если винтокрылая машина используется в условиях экстремальных температур, техобслуживание также будет стоить дороже.

ТО Robinson R44 обходится владельцу, налетывающему около 10 часов в месяц, около 4 тыс. долларов США в год.

13. Где купить запчасти для вертолета в России?

Вне зависимости от того, в какой организации вы обслуживаете свой вертолет, запчасти вы можете приобретать отдельно. Следует приобретать только оригинальные запчасти, со всеми необходимыми документами, подтверждающими их аутентичность. Всегда выгоднее покупать запчасти у официального представителя завода, поскольку только он имеет дилерскую скидку, а значит может предоставлять самые выгодные цены и полную гарантию происхождения запчастей. Это гарантирует покупку оригинальных запчастей и защитит вас от установки на воздушное судно некачественных или не имеющих документов деталей. Второе может быть чревато как проблемами с Росавиацией при получении очередного СЛГ, так и поломками вертолета, вплоть до авиапроисшествий. Поэтому будьте предельно осторожны и внимательны в этом вопросе.

14. Можно ли купить вертолет напрямую с завода-изготовителя или у американского, европейского дилера?

Теоретически можно. Но на практике вы столкнетесь с многочисленными трудностями. Первая связана с комплектацией вертолета. Отечественное законодательство позволяет эксплуатировать винтокрылые машины, на которых установлен дополнительный набор оборудования, необходимый для законной эксплуатации вертолета в РФ. Это так называемый российский пакет. Завод устанавливает его на новые вертолеты только при их поставке российским дилерам.

Читайте также:  В чем заключается работа дизайнера при создании нового вертолета

Зарубежные производители или дилеры не могут заказать вертолет на заводе с этим пакетом, так как завод не пропустит заявку на данный пакет от нероссийского дилера. В этом случае вам придется самостоятельно покупать, ввозить и устанавливать необходимое оборудование или привлекать для этой работы какую-либо специализированную организацию. Это займет много времени и в конечном счете обойдется дороже покупки винтокрылой машины у отечественного дилера.

Серьезные трудности ждут покупателя на этапе транспортировки и растаможки вертолета. Вам придется искать грузоперевозчика, оформлять документы, страховать груз. У дилеров эти процессы поставлены на поток, поэтому сотрудничество с ними экономит ваше время и деньги, а также дает вам максимальные гарантии.

Также из Америки вертолеты Robinson поставляются в частично разобранном виде в специальных ящиках морем или самолетом и в России должны быть собраны официальным дилером завода.

Покупка вертолета у официальных дилеров в России защищает от финансовых и временных потерь, покупки неукомплектованного борта и задержек при транспортировке винтокрылой машины. В стоимость вертолетов, реализуемых компанией «ХелиКо Групп», входит поставка под ключ, включающая в себя, помимо самого вертолета с необходимым оборудованием, также:

  • упаковку на заводе;
  • доставку выбранным способом;
  • страховку;
  • таможенную очистку;
  • доставку до согласованного с заказчиком места сборки и контрольного облета вертолета;
  • получение необходимых для начала эксплуатации в России или СНГ документов: свидетельств о регистрации и СЛГ.

Перед оформлением сделки обязательно попросите продавца подтвердить статус официального дилера. Актуальный список дилеров всегда можно посмотреть на сайте завода www.robinsonheli.com в соответствующем разделе.

15. Где можно научиться летать и получить удостоверение пилота вертолета? Сколько это стоит и как долго занимает процедура?

Обучиться пилотированию вертолета можно в сертифицированном Росавиацией АУЦ (авиационный учебный центр) в России или за рубежом. Курс подготовки состоит из теоретической и практической части. Теорию будущие пилоты изучают около 200 часов, а практические занятия на тренажере и непосредственно пилотирование вертолета совместно длятся около 40 часов. По российскому авиационному законодательству всего курс обучения не должен длиться больше двух месяцев, но по факту иногда занимает до полугода и больше (зависит от графика и занятости курсанта).

Занятия проходят на нашей базе в Подмосковье. В случае приобретения вертолета, при необходимости можно организовать индивидуальное обучение в вашем городе.

По итогам курсов обучающиеся получают справку, на основании которой, при условии прохождения медицинского освидетельствования (ВЛЭК) и сдачи экзаменов, в Росавиации можно получить пилотское удостоверение.

Стоимость обучения пилота-любителя на вертолете Robinson R44, принадлежащем авиационной школе, составляет около 1,5 млн рублей. Если обучение проходит на собственно вертолете, эта цифра значительно ниже.

16. Какое дополнительное оборудование для вертолетов нужно использовать в России?

Авиационное законодательство требует укомплектовывать вертолет необходимым для эксплуатации в РФ набором оборудования. В так называемый российский пакет на вертолете R44 входят:

  • аварийный радиомаяк;
  • авиагоризонт с указателем скольжения;
  • метрический высотомер;
  • обогреваемая трубка Пито.

Без этого набора приборов вы не получите сертификат летной годности и не сможете эксплуатировать вертолет R44 на законных основаниях.

Дополнительное оборудование можно установить по желанию. Например, вы можете оснастить винтокрылую машину автопилотом, радиовысотомером, кондиционером, дополнительным топливным баком и т. п. При необходимости на вертолет можно установить дополнительные прожекторы, накладки на шасси, навесные грузовые контейнеры, систему для транспортировки груза на внешней подвеске и многое другое. Покупателям доступны разные варианты оформления кабины и отделки салона.

Если у вас остались вопросы, задайте их нам по телефону: 8 (495) 104-58-90.