AW139 — одна из флагманских моделей компании Leonardo (ранее AgustaWestland). Универсальное воздушное судно применяется в самых разных целях: от транспортировки пациентов до решения задач в сфере охраны правопорядка.
Спасательно-медицинский вертолет AW139 в провинции Онтарио, Канада
История создания AW139
В конце 90-х годов XX века ведущие вертолетостроительные компании мира столкнулись с необходимостью замены устаревших воздушных судов семейства Huey. В 1997 году компания Agusta инициировала работы по созданию среднего вертолета, который должен был стать заменой семейству Bell UH-1 Iroquois, которые в огромных количествах эксплуатировались по всему миру и даже выпускались по лицензии самой Agusta. Было создано совместное предприятие Agusta и Bell, задачей которого стала разработка нового вертолета AW139.
Первый опытный вертолет AW139 поднялся в воздух в 2001 году, а первый серийный образец сошел с конвейера в 2002 году. На европейском и мировом рынке оказались востребованными гражданские модификации. Основными же покупателями вертолета стали нефте- и газодобывающие компании. Они использовали AW139 для транспортировки грузов и персонала на морские буровые платформы.
В 2005 году AgustaWestland (в настоящее время – Leonardo Helicopters) выкупила долю Bell в совместном предприятии. В настоящее время компания в качестве вертолетостроительного подразделения входит в итальянский концерн Leonardo.
В 2008 году итальянский производитель создал совместное предприятие АО «ХелиВерт» с холдингом «Вертолеты России». «ХелиВерт» построил завод в Московской области, на котором с 2012 года собирают вертолеты AW139.
AW139 на заводе «ХелиВерт»
По состоянию на 2017 год итальянский производитель выпустил более 800 вертолетов AW139. Высокий спрос на воздушное судно обусловлен превосходными летно-техническими характеристиками.
Технические возможности AW139
AW139 относится к универсальным вертолетам. Винтокрылая машина занимает промежуточное положение между легкими и средними воздушными судами.
AW139 комплектуется двумя турбовальными двигателями Pratt & Whitney Canada PT6C-67C канадского производства. Силовая установка считается одной из самых надежных в мире. Частота отказов составляет 1 на 330 000 часов полета с 1963 года. Рабочая мощность каждого двигателя ‒ 1531 л. с. Во время взлета на двух двигателях она достигает 1679 л. с.
Опытные пилоты отмечают, что при гипотетическом отказе одного из двигателей вторая силовая установка позволяет вертолету AW139 долететь до места назначения. При этом пассажиры даже не замечают проблемы.
Вертолет AW139 имеет следующие характеристики:
- Максимальная взлетная масса ‒ от 6400 до 7000 кг в зависимости от комплектации.
- Максимальная полезная нагрузка ‒ 3050 кг.
- Вместимость ‒ до 17 человек (с учетом двух пилотов). VIP-комплектация предназначена для перевозки до 8 человек.
- Длина AW139 (с винтом) ‒ 16,66 м.
- Высота ‒ 4,98 м.
- Ширина ‒ 3,04 м.
- Диаметр несущего винта ‒ 13,8 м.
- Крейсерская скорость — 306 км/ч.
- Максимальная скорость — 310 км/ч.
- Дальность полета — 1250 км (ISA, 6400 кг, доп. баки, без запаса топлива).
- Продолжительность полета — 5 часов 56 минут. (в комплектации SAR, Offshore).
- Максимальная высота полета — 6096 м.
- Скорость набора высота — 10,9 м/с.
Вертолет AW139 оборудуется современной авионикой, включая бортовые самописцы, метеорологические датчики, цифровую систему контроля параметров полета, GPS-навигаторы, радиостанцию. Приборная панель укомплектована ЖК-мониторами, на которых отображаются параметры работы агрегатов и навигационные данные.
Безопасность обеспечивают датчики сближения с землей, система предупреждения столкновений в воздухе, а также наличие противообледенительной системы. Комфортные условия полета достигаются за счет системы поглощения вибрации.
Сферы использования и модификации AW139
AW139 применяется для государственных и гражданских нужд. Вертолет служит в качестве грузового и грузопассажирского или корпоративного транспорта. Также его применяют спасатели и медики.
AW139 используют силовые ведомства разных стран. Воздушное судно применяют пограничники Туркменистана и США, службы береговой охраны Испании, Италии, Малайзии, Японии, Южной Кореи, Эстонии, полиция Омана и Нидерландов, спасательные службы США, Пакистана.
Вертолет AW139 отлично подходит для выполнения различных задач: корпоративной транспортировки, грузоперевозок, медицинской эвакуации, охраны правопорядка, обслуживания морских буровых платформ, транспортировки первых лиц государств и членов правительств, поисково-спасательных операций и пожаротушения.
Медицинские службы применяют AW139 для оказания экстренной помощи и транспортировки пациентов. Например, департамент здравоохранения австралийского штата Новый Южный Уэльс использует три AW139. В 2017 году австралийские медики получат еще пять воздушных машин данного типа.
При использовании вертолета в качестве медицинского транспорта критически важны эксплуатационные свойства AW139. Низкий уровень вибрации в кабине позволяет применять воздушное судно для транспортировки пациентов в тяжелом состоянии. Надежность летательного аппарата с двумя двигателями обеспечивает возможность полетов в сложных погодных условиях.
Воздушная скорая помощь на базе AW139 в штате Новый Южный Уэльс, Австралия
VIP-перевозки
VIP-модификация AW139 применяется в качестве корпоративного транспорта, а также для полетов государственных деятелей. На вертолете этого типа летает председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. AW139 предпочитают бывший премьер-министр Италии Маттео Ренци, экс-президент Украины Виктор Янукович, президент Туркменистана и многие другие лидеры государств.
VIP-модификация AW139 принимает на борт до восьми пассажиров. По желанию интерьер пассажирской кабины разрабатывается с учетом индивидуальных предпочтений заказчика. Салон имеет дополнительную звукоизоляцию.
В пассажирском салоне есть кондиционер, LCD-мониторы и DVD-проигрыватель, система связи с командиром экипажа, шкафы для хранения документов, посуды, личных вещей. Пассажирский салон VIP-модификации AW139 изолирован от пилотской кабины перегородкой.
VIP-модификация AW139
Офшорные полеты
Газо- и нефтедобывающие компании используют AW139 для полетов на морские буровые платформы. Вертолет перевозит до 15 пассажиров или до 3 тонн груза. Надежность и маневренность винтокрылой машины обеспечивает безопасность полетов в сложных погодных условиях: при сильном ветре, низкой температуре. Благодаря современному навигационному оборудованию воздушное судно остается эффективным в условиях плохой видимости.
Есть ли у AW139 недостатки?
Из-за использования на борту современной высокоточной электроники вертолет должен стоять в ангаре с положительной температурой воздуха и нормальной влажностью. Длительная стоянка под открытым небом в морозную погоду может привести к выходу из строя авионики. Но вряд ли это обстоятельство можно назвать недостатком, скорее ‒ особенностью, присущей всей современной технике.
Еще один момент — необходимость переучивания пилотов. Система управления AW139 отличается от систем управления отечественных винтокрылых машин. Часть функций выполняет автоматика, к чему пилот должен подготовиться и привыкнуть. Но это справедливо в отношении любого воздушного судна: пилоту надо пройти специальный курс для конкретного типа вертолета. Соответственно, если вам нужен вместительный многоцелевой вертолет, AW139 ‒ более чем достойный кандидат.