По преданиям, древнегреческий герой Икар погиб во время полета. Солнце расплавило искусственные крылья, когда он взлетел слишком высоко. В XIX веке мифический подвиг Икара фактически повторил реальный герой – немецкий испытатель Отто Лилиенталь. Инженер построил и поднял в воздух несколько летательных аппаратов. Он стал пионером авиации. Ценой жизни ученый показал, что у полетов на искусственных крыльях есть будущее.
Отто Лилиенталь фактически повторил подвиг Икара
Кто такой Отто Лилиенталь
Карл Вильгельм Отто Лилиенталь родился в 1848 году в городе Анклам на севере Германии. Отец Отто, Карл Густав Лилиенталь, был состоятельным купцом. У Отто Лилиенталя был младший брат Густав, который родился на год позднее. В отрочестве и взрослом возрасте братьев объединяли общие интересы: оба увлекались конструированием летательных аппаратов.
Отто впервые заинтересовался возможностью полетов во время изучения зоологии в школе. Будущий авиатор восхищался строением тела птиц. В детстве он решил, что человек сможет взлететь, если с помощью механизмов повторит принцип работы крыльев пернатых.
После начальной школы Отто Лилиенталь обучался в техническом училище в Потсдаме, работал на машиностроительной фабрике Шварцкопфа. В 1870 году Лилиенталь окончил Берлинскую королевскую академию ремесел. Он стал дипломированным инженером. Во время обучения в училище и академии Отто с братом Густавом конструировал летательные аппараты. Ранние модели не были успешными.
В 1870 году Отто Лилиенталя призвали в армию. Он участвовал во франко-прусской войне. Во время боевых действий Лилиенталь убедился в ненадежности и низкой эффективности воздушных шаров. Немецкие военные легко сбивали французские летательные аппараты. Полеты аэростатов полностью зависели от направления и скорости ветра. Во время взлета пилот не мог с уверенностью сказать, что приземлится в заданном районе.
Наблюдения за воздушными шарами окончательно убедили Лилиенталя в необходимости строить крылатые летательные аппараты. Позднее Отто изложил свои взгляды на воздухоплавание в работе «Полеты птиц как основа искусства воздухоплавания».
Эксперименты Отто Лилиенталя
После завершения войны Отто Лилиенталь вернулся к мирной жизни. В Берлине он открыл мини-завод по выпуску отопительных котлов. Лилиенталь был талантливым инженером. От отца он унаследовал хорошие коммерческие способности, поэтому дела у Отто шли хорошо. У него была возможность уделять много времени опытам с летательными аппаратами: прямо на территории своего предприятия он организовал небольшую авиастроительную мастерскую.
Лилиенталь старался повторить в летательных аппаратах принципы работы птичьих крыльев, поэтому он тщательно изучал механику полетов пернатых. На иллюстрации можно увидеть зарисовку из книги Лилиенталя «Полеты птиц как основа искусства воздухоплавания». На ней ученый начертил схемы поверх журавлиного крыла.
Лилиенталь считал, что секрет полета надо искать в механике крыльев птиц
Во время первых опытов Отто Лилиенталь не старался взлететь. Он выходил на возвышенности, надевал крылья и пытался почувствовать, как они взаимодействуют с ветром.
На одном из холмов в деревушке Лихтенфельд возле Берлина братья Лилиенталь построили стартовую площадку. Здесь Отто испытывал свои самые удачные модели летательных аппаратов. К холму с башней приезжали сочувствующие и просто зеваки. В XIX веке далеко не все верили в возможность полетов, но поглазеть на чудаковатого испытателя приходили многие.
В 1891 году Отто Лилиенталю впервые удалось пролететь на моноплане 25 метров. После первого успеха ученый стал работать еще активнее. За последующие пять лет он спроектировал, собрал и испытал несколько монопланов и бипланов. Он совершил на них более 2 тысяч полетов.
Летательные аппараты Лилиенталя представляли собой планеры. Пилоту приходилось управлять воздушным средством за счет изменения центра тяжести и наклонов туловища. Кстати, аналогичным способом летчики управляют современными дельтапланами.
Принцип управления дельтапланом не отличается от способа управления летательными аппаратами Отто Лилиенталя
По сравнению с дельтапланами у первых моделей искусственных крыльев Лилиенталя был существенный недостаток. Пилот надевал их на плечи. Из-за этого центр тяжести смещался вперед. Летательный аппарат не мог долго держаться в воздухе: он пикировал и садился или падал на землю. В дельтаплане пилот висит на подвеске, которая смещена вниз и назад. Это улучшает аэродинамику аппарата.
Отто Лилиенталь постоянно улучшал конструкцию летательных аппаратов. Он менял форму и размах крыльев, экспериментировал с оперением, использовал для стабилизации аэродинамики дополнительное крыло. Он стал первым конструктором, который собрал биплан. В 1892 году Отто пролетел на одном из своих аппаратов около 200 метров.
Успехи и неудачи последних лет
Успешные полеты на расстояния более сотни метров привлекли к работам испытателя внимание прессы, общества и других специалистов. Лилиенталь даже наладил серийное производство самой удачной модели планера. Один из образцов у немецкого инженера приобрел русский ученый Николай Егорович Жуковский. Воздушный аппарат в настоящее время можно увидеть в Научно-мемориальном музее Жуковского.
Кроме российских коллег, с Лилиенталем общались авиаторы из других стран. В их числе Пильчер из Великобритании, Геринг и Ленгли из США. А знаменитые братья Райт считали Отто Лилиенталя своим учителем.
Отто Лилиенталь во время испытательного полета в 1895 году
Немецкий инженер не смог реализовать несколько перспективных идей. Например, он пытался оснастить планеры газовым двигателем. Но аппарат не поднимался в воздух из-за высокой массы и несовершенной аэродинамики.
Также Лилиенталь работал над безопасностью пилотов. Он испытывал парашют, который должен был страховать пилота, и летательный аппарат от неконтролируемого падения. Кроме того, Отто создал жесткий каркас, который защищал летчика от увечий в случае падения. Эта идея ученого была удачной, но он не успел смонтировать каркасы на всех своих планерах. Это стоило ему жизни.
Слишком близко к Солнцу
Отто Лилиенталь погиб во время очередного испытательного полета в Берлине. 10 августа 1896 года он проверял возможности нового биплана. Особенностью модели была возможность произвольно управлять высотой полета.
Первые секунды эксперимента прошли спокойно. Но Отто увлекся, когда начал тестировать руль управления высотой полета. Он резко поднялся на 30 метров над землей. Порыв ветра опрокинул биплан, и летательный аппарат с ученым рухнул на землю. Отто Лилиенталь умер спустя несколько часов после инцидента. Сразу после падения он потерял сознание и до конца оставался в беспамятстве.
По легенде, ученый все-таки пришел в себя перед кончиной. Он сказал близким последнюю фразу: «Жертвы неизбежны». Ученый действительно пожертвовал жизнью, чтобы открыть людям небо.
Отто Лилиенталь похоронен в одном из пригородов Берлина.
Наследие Лилиенталя
Отто Лилиенталь получил от авиаторов неформальный титул короля планеров. Он считается первым человеком, который предсказал возможность планирования на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Более того, Лилиенталь лично сконструировал планеры, совершил несколько тысяч полетов и задокументировал свои эксперименты. Работы немецкого ученого стали мощным импульсом для разработок других авиаторов.
Аэропорт имени Отто Лилиенталя в Берлине
Именем Отто Лилиенталя назван аэропорт в Берлине. А в Анкламе работает музей, посвященный жизни и научной деятельности великого инженера. В музее есть несколько экспозиций:
- выставка, посвященная мечтам человечества летать. Посетители музея могут ознакомиться с документами и артефактами разных эпох и народов;
- экспозиция личных вещей Отто Лилиенталя и его брата Густава. Она посвящена жизни ученого;
- выставка планеров Лилиенталя. В музее экспонируются реконструированные модели летательных аппаратов инженера.
Отто Лилиенталь часто выполнял испытательные полеты на публике. Его работа привлекала внимание фотографов. Благодаря этому сохранились десятки фотографий великого авиатора во время экспериментов. С помощью фото энтузиасты смонтировали видеореконструкцию одного из полетов Лилиенталя.