Ежедневно медицинские вертолеты Научно-практического центра экстренной медицинской помощи Москвы (НПЦ ЭМП) совершают до восьми вылетов. Каждый день тяжелобольные и пострадавшие в результате ЧП пациенты получают шансы на спасение благодаря своевременному оказанию первой медицинской помощи и быстрой транспортировке в стационар. Как работают санитарные вертолеты в России и в мире?
Медицинский вертолет EC 145 в горах Швейцарии
Какие задачи решают медики с помощью санитарных вертолетов
Таких задач две: оказание квалифицированной экстренной помощи пациентам и транспортировка или эвакуация больных и пострадавших в результате происшествий.
Медицинские вертолеты оборудуются аппаратурой, которая позволяет врачам проводить интенсивную терапию пациентов, находящихся в тяжелом состоянии. На современных воздушных судах используется следующее оборудование:
- Аппараты искусственной вентиляции легких (ИВЛ) для взрослых и детей.
- Инфузоматы для автоматического дозированного введения лекарственных средств.
- Следящая аппаратура: кардиомониторы, пульсоксиметры.
- Дефибриллятор.
- Диэлектрический пол. Он позволяет врачам при необходимости выполнять дефибрилляцию прямо в воздухе.
- Кувезы для создания оптимального температурного режима при транспортировке новорожденных.
В России в экипаж санитарного вертолета входит врач анестезиолог-реаниматолог. Благодаря наличию медицинской аппаратуры специалисты могут оказывать помощь пациентам в тяжелом состоянии. Например, медицинская бригада вертолетов санавиации может купировать или стабилизировать такие угрожающие жизни состояния, как нарушения сердечного ритма при инфаркте миокарда и других заболеваниях, острая дыхательная недостаточность, травматический шок, острые кровотечения.
Медицинский вертолет прибывает к пациенту быстрее автомобиля скорой помощи. В Москве и Московской области санавиация вылетает к пациентам по решению старшего врача-диспетчера СМП. Чаще всего вылеты осуществляются к пострадавшим в результате ДТП, пациентам с инфарктом и инсультом, детям с различными травмами и соматическими заболеваниями. Быстрое прибытие медиков позволяет оказать пациенту экстренную помощь в течение «золотого часа».
«Золотой час» — понятие в медицине катастроф и реаниматологии. Считается, что шансы на выживание пациента увеличиваются, если помощь оказана в течение часа с момента развития острого состояния.
Вторая задача санавиации — эвакуация и транспортировка пациентов. Вертолеты приспособлены для перевозки людей в тяжелом состоянии. На практике данный вид транспорта применяется для перевозки тяжелобольных из удаленных районов в крупные медицинские центры, а также для экстренной эвакуации пациентов при ДТП и других происшествиях.
Медицинские вертолеты в России
В Москве и Московской области санитарные вертолеты используются на базе НПЦ ЭМП. В распоряжении центра есть пять вертолетов Eurocopter EC 145 (ныне H145 Airbus Helicopters). Три из них дежурят постоянно, а два находятся в резерве на случай крупных ЧП с большим числом пострадавших.
Одна из винтокрылых машин оборудована приборами, необходимыми для оказания помощи новорожденным. Остальные четыре вертолета считаются универсальными: они летают к пациентам любого возраста.
Вертолетные площадки оборудованы возле крупнейших клиник Москвы. Однако воспользоваться вертолетами медики могут только в светлое время суток. Кроме того, полеты медицинских вертолетов ограничиваются при передвижении по столице первых лиц государства.
В Воронежской области у медиков есть два вертолета Eurocopter: EC 130 и EC 135 (ныне Airbus Helicopters H 130 и H135). Власти Воронежа планируют строительство вертолетных площадок возле крупнейших клиник города, что сократит время на транспортировку больных. Пока санавиция пользуется одной вертолетной площадкой, к которой пациентов доставляют на машинах скорой помощи.
В Краснодарском крае НПК «ПАНХ» выполняет летно-техническую эксплуатацию вертолета ЕС-135 для целей санитарной авиации. По контракту с Администрацией Краснодарского Края с 2013 года вертолеты совершают ежедневно два-три вылета в день, при общем налете около 500-600 летных часов в год.
Воздушная скорая помощь показала настолько высокую эффективность, что, возможно, программа будет расширена
Экипажи вертолета круглосуточно доставляют пациентов из всех районов края на вертолетную площадку, оборудованную на крыше Краевой клинической больницы № 1 им. профессора С.В. Очаповского. Воздушная медицинская эвакуация в Краснодарском крае выполняется в целях межгоспитальной перевозки больных из районов в Краевой центр. Вертолет оборудован медицинским модулем австрийского производства с использованием новейших технологий реаниматологии.
Также доступна и транспортировка младенцев: вертолет оснащен специальным оборудованием для перевозки новорожденных, кувезом (инкубатор-адаптер) «VOYAGER». Проект воздушной скорой помощи показал свою высокую эффективность при перевозке тяжелобольных и раненых пациентов из дальних уголков края.
В Санкт-Петербурге и Ленинградской области экстренную помощь и транспортировку пациентов на вертолетах осуществляет частная компания «Медспас». Организация выполняет экстренные вылеты по заявкам службы скорой помощи. Например, вертолеты компании оказывают помощь пострадавшим в ДТП на кольцевой дороге. Также компания выполняет коммерческие медицинские рейсы.
В Оренбурге на базе Областной клинической больницы создан авиаотряд, в составе которого есть медицинские вертолеты Ми-2, Ми-8 и Ка-226. Для перевозки медиков привлекается частный вертолет Robinson R44.
Вертолет Ка-226 на службе медиков Оренбурга
Медицинские вертолеты за рубежом
В США медики совершают сотни тысяч вылетов на вертолетах в год. Как и в других странах, винтокрылые машины применяются для оказания экстренной помощи пострадавшим и тяжелобольным, а также для транспортировки пострадавших.
В Соединенных Штатах медицинские полеты часто осуществляют частные компании и добровольные общества. Например, в штате Нью-Йорк работает организация MercyFlight. Она существует благодаря благотворительным взносам и поддержке властей. MercyFlight не зависят от конкретных клиник, но тесно сотрудничают с крупнейшими медицинскими учреждениями штата. Также организация координирует действия с полицией, пожарными и другими экстренными службами.
В США в качестве медицинского вертолета часто используется Bell 407. Эта винтокрылая машина представляет собой полноценную палату интенсивной терапии в воздухе. Здесь есть оборудование для ИВЛ, инфузионной терапии, мониторинга параметров жизнедеятельности пациента, коррекции сердечного ритма.
Система санавиации хорошо развита в Канаде. Эта страна имеет большую территорию и низкую плотность населения. Соответственно, много людей живет в удаленных от крупных городов населенных пунктах.
Власти Канады решили проблему доступа к экстренной медицинской помощи с помощью санитарных самолетов и вертолетов. Например, в составе министерства здравоохранения провинции Саскачеван с 1946 года работает подразделение LifeGuard. Оно базируется на аэродромах городов Саскатун и Реджайна. Отсюда медицинские самолеты и вертолеты вылетают в удаленные районы провинции. При необходимости воздушный транспорт LifeGuard используют для организации помощи пациентам в соседних провинциях страны.
В Великобритании работает благотворительное общество London Helicopter Emergency Medical Service (HEMS). Оно организует экстренную помощь и транспортировку пациентов на медицинских вертолетах. Вертолетная площадка общества HEMS находится возле клиники Royal Medical Hospital. Отсюда пилоты доставляют медиков в любую точку Лондона за 15 минут. Лондонское общество HEMS пользуется вертолетами MD Helicopters MD Explorer.
Вертолет MD Helicopters MD Explorer в небе Лондона
Единственная государственная служба санавиации в Великобритании — Scottish Ambulance Service. Ее основало правительство Шотландии в середине XX века. База службы находится в аэропорту Глазго. С помощью вертолетов Eurocopter EC 135 и EC 145 (ныне Airbus Helicopters H135 и H145) медики вылетают к пациентам в отдаленные районы, включая горную местность Шотландии.
В состав немецких спасательных служб с 1972 г. входит подразделение, занимающееся экстренной медицинской помощью и эвакуацией пациентов. С 2008 г. этим занимается некоммерческая корпорация DRF Luftrettung, имеющая более 50 вертолетов на 31 станции. За 44 года работы спасательной службы вертолеты произвели около 800 000 вылетов.
При поступлении вызова с экстренного номера 112 на региональном спасательном центре оповещаются необходимые оперативные ресурсы. Если требуется чрезвычайная медицинская помощь, медицинский вертолет прибудет в любое место в радиусе 60 километров в течение не более 15 минут.
Заслуживает внимания организация санитарной авиации в Италии. В этой стране к каждому департаменту здравоохранения прикреплены несколько вертолетов. Некоторые из них принадлежат медицинским службам и оборудуются медицинскими приборами.
Также для медицинских целей медики могут использовать вертолеты спасательных служб, управления гражданской обороны, береговой охраны и других государственных органов. В случае необходимости эвакуации пострадавших из горных районов в операциях участвуют гражданские волонтеры. Обычно на вызов в горы в вертолет садятся медики и опытные альпинисты.
Главная проблема использования вертолетов в медицинских целях
Она связана с высокой стоимостью применения винтокрылых машин для транспортировки врачей и пациентов. В разных странах мира медики решают проблему финансирования всеми доступными способами.
В России санитарную авиацию финансирует государство. Благодаря этому для пациентов услуга скорой помощи на вертолетах остается бесплатной. В США и в странах Европы полеты на медицинских вертолетах финансируются с помощью благотворительных взносов. Службы санавиации поддерживают как простые люди, так и крупные компании.
Несмотря на благотворительную помощь, большая часть медицинских рейсов на вертолетах в США, Европе, Австралии и в других странах выполняется на коммерческой основе. Стоимость экстренной эвакуации обычно покрывается стандартным полисом медицинского страхования. А за плановый полет, например, за транспортировку из одной клиники в другую, пациентам приходится платить самостоятельно.
Высокая стоимость полетов не должна препятствовать развитию санитарной авиации. Использование вертолетов для оказания экстренной помощи и эвакуации пациентов резко увеличивает эффективность лечения и шансы пострадавшего или заболевшего на выздоровление. А жизнь человека нельзя оценивать с помощью финансовых инструментов.