Немного о вертолетах

От серийных грузопассажирских типов до специальных воздушных кранов: вертолеты в строительстве

Строители широко используют вертолеты: от серийных грузопассажирских типов до специальных воздушных кранов. С какой целью применяются винтокрылые машины на стройках? Как это происходит?

Воздушный подъемный кран Sikorsky CH-54

Строители используют вертолеты практически с момента начала серийного производства винтокрылых машин. В первой задокументированной строительной операции с применением воздушного судна с вертикальной тягой участвовала модель Bell 47. Строители использовали легкий вертолет для транспортировки строительных материалов в отдаленный район в горной местности.

Строительные компании США арендовали винтокрылые машины для выполнения монтажных работ уже в 40-е годы XX столетия.

Мощным стимулом для применения вертолетов в строительстве стали военные разработки. В 50-е годы прошлого века по заказу оборонных ведомств вертолетостроители СССР и США выпустили сразу несколько моделей тяжелых транспортеров. Внимания заслуживают Ми-6, Sikorsky CH-54, Sikorsky S-60, опытный вертолет Ка-22, Ми-10. В 80-е годы с конвейера сошла один из самых удачных транспортных вертолетов — тяжелый Ми-26.

Ми-10 — советский транспортный вертолет

В настоящее время строители используют как специализированные летающие краны, так и многофункциональные грузовые и грузопассажирские вертолеты. Воздушные суда применяются для решения таких задач:

  • Перемещение строительных бригад.
  • Доставка грузов в удаленные районы.
  • Транспортировка и монтаж конструктивных элементов высотных зданий, мостов, опор ЛЭП, технических вышек, монументов и других сооружений.
  • Доставка строительных материалов и техники на труднодоступные площадки.

Вертолеты активно использовались при строительстве объектов инфраструктуры при подготовке к олимпиаде в Сочи. Воздушные суда доставляли грузы и участвовали в возведении сооружений в горах.

Требования к безопасности строительных работ с использованием вертолетов

Использование винтокрылых машин в строительстве на территории РФ регулируется инструкцией ВСН 463-85 «Монтаж строительных конструкций с применением вертолетов» Минмонтажспецстроя СССР от 15 мая 1985 года. Документ разрешает официально использовать при монтаже высотных сооружений такие модели вертолетов: Ми-6, Ми-8, Ми-10К, Ми-26, Ка-32.

Читайте также:  Путь к лидерству в мировом вертолетостроении: история Airbus Helicopters

Согласно документу, в зоне монтажных работ обязательно использовать ориентиры для пилота, установленные на расстоянии не более 50 метров от места сборки конструкции. При отсутствии ориентиров можно использовать только модели Ми-10К и Ми-26. Они оборудуются дополнительными кабинами или видеокамерами. Это обеспечивает пилотам возможность визуально контролировать процесс монтажа. Кроме того, обязательно поддерживается связь с наземной бригадой, которая и отдает указания по установке.

Посадочная площадка для вертолета должна быть оборудована в непосредственной близости от зоны монтажа сооружения и склада со строительными материалами и элементами конструкции. Это не касается ситуаций, когда вертолет используется для выполнения разовых работ, например, для доставки и установки одного или нескольких элементов конструкции.

Летающий кран Sikorsky S-64

В районе проведения работ необходимо оборудовать зону безопасности. Ее радиус составляет 0,5 высоты здания или другого монтируемого сооружения. На земле зону безопасности нужно огородить и пометить красными флажками. Поверхность безопасной зоны необходимо освободить от посторонних объектов.

Как обеспечивается точность при выполнении монтажных работ

Во время монтажных работ пилот вертолета может управлять грузом только с помощью маневров вертолета. Члены экипажа контролируют ход операции визуально. Поскольку груз крепится к нижней части фюзеляжа, пилоты не видят рабочую зону полностью.

Конструкторы вертолета Ми-10 решили эту проблему с помощью дополнительной подвесной кабины, которая крепится в нижней части фюзеляжа. Она имеет прозрачный пол, поэтому член экипажа может непосредственно наблюдать за процессом монтажа. В кабине находятся дублирующие органы управления вертолетом, поэтому у пилота есть возможность управлять воздушным судном.

В ранних моделях Ми-10 вместо подвесной кабины использовались видеокамеры. Изображение с них выводилось на монитор на приборной доске.

Вертолет Ка-32 широко используется для транспортировки грузов на внешней подвеске. Благодаря выпуклым стеклам кабины и двум видеокамерам, а также системам гашения колебаний и позиционирования груза он нашел самое широкое применение в строительстве.

Читайте также:  Leonardo-Finmeccanica: история одного из лидеров в мировом вертолетостроении

Транспортный вертолёт Ка-32с грузом на внешней подвеске

Особенности конструкции фюзеляжа летающих кранов Sikorsky S-60 и Sikorsky CH-54 позволяют пилотам наблюдать за зоной монтажа непосредственно из кабины. В вертолетах Ми-26 применяется система точного зависания. Она обеспечивает установки конструкций с точностью до нескольких сантиметров.

Прицельность установки элементов конструкций также зависит от квалификации сотрудников, которые принимают груз в зоне монтажа. В некоторых случаях используется так называемый безлюдный монтаж, когда установка обеспечивается мастерством пилота и дополнительным оборудованием в зоне сборки конструкции. Однако техническая сложность осуществления такой технологии ограничивает ее распространение, поэтому абсолютное большинство работ проводится с участием бригады монтажников.

Использование вертолетов в строительных работах решает проблему доставки грузов, транспортировки и монтажа элементов конструкций. Винтокрылые машины практически не имеют альтернативы при строительстве высотных объектов, возведении сооружений в удаленных от транспортных магистралей районах, в горной местности. Для выполнения строительных работ пилот должен иметь необходимые допуски и обладать опытом и мастерством.

Перевозка строительной техники на внешней подвеске Ми-26

Использование вертолетов позволяет в буквальном смысле добавить строителям еще одно измерение. Доставка грузов, материалов и специалистов по воздуху, возможность точно опустить габаритный нестандартный элемент конструкции там, где установка подъемного крана невозможна, оперативное перемещение грузов по всей зоне строительства – все это может оказаться решающим для точного соблюдения сроков, сметы и требований качества выполнения работ.