Немного о вертолетах

Послепродажное сервисное обслуживание вертолетов

Как осуществляется послепродажное обслуживание вертолетов? Что входит в комплекс услуг для владельцев летательных аппаратов? Читайте ниже.

Любой вертолет нуждается в сервисном обслуживании

Послепродажное сервисное обслуживание вертолетов: что это?

Послепродажное сервисное обслуживание – комплекс услуг, который обеспечивает комфортную, законную и безопасную эксплуатацию летательного аппарата. Сервис, как правило, организует продавец вертолета либо другая организация, одобренная Росавиацией по техническому обслуживанию (ТО) строго определенного типа воздушного судна (ВС). Важно знать, что владелец ВС имеет право заключать неограниченное количество договоров на периодическое ТО с одобренными организациями одновременно, привлекая на выполнение определенного ТО какую-то из них на свое усмотрение.

В комплекс послепродажных услуг входит:

  • Информационная поддержка владельца вертолета, а также помощь в подготовке пилота и при необходимости технического специалиста. Поставщик самостоятельно или в сотрудничестве с партнерами проводит обучение пилотированию вертолетом, а также правилам эксплуатации и технического обслуживания машины. В зависимости от типа приобретаемого вертолета обучение уже может входить в стоимость договора купли-продажи. Так, например, при приобретении вертолетов Airbus Helicopters или Bell Helicopter в стоимость входит обучение одного пилота и одного инженера (при заказе двухдвигательных машин количество бесплатно обучаемого персонала может быть больше). Обычно обучение происходит в учебных центрах при заводах-производителях.
  • Помощь в оформлении документации. Речь идет о получении сертификата летной годности, регистраций, свидетельства пилота, если владелец планирует пилотировать вертолет самостоятельно и т. д.
  • Техническое обслуживание и ремонт вертолетов, поддержание гарантии. Продавец организует проведение периодических форм ТО (они бывают календарные или по налету), диагностику и ремонт винтокрылой машины, а также обеспечивает поставку сертифицированных запчастей и расходных материалов. В случае наступления гарантийного случая продавец обеспечивает выполнение гарантийных обязательств. Поэтому очень важно приобретать вертолеты у проверенных, надежных и официальных поставщиков.
  • Установка дополнительного оборудования на летательные аппараты и оборудование вертолетных площадок. Речь идет о поставке и установке навесных багажных корзин и контейнеров, накладок на шасси (так называемые «медвежьи лапы»), авиационных гарнитур, дополнительных топливных баков, колесиков и тележек для наземной транспортировки ВС и т. д.
Читайте также:  Страхование вертолета: что нужно знать?

Техническое обслуживание и ремонт, поддержание гарантии завода-производителя – базовое звено послепродажного обслуживания

ТО действительно считается главным звеном послепродажного обслуживания. Почему? Во-первых, регулярное техобслуживание обеспечивает условия для безопасного использования вертолетов. Техники и инженеры проверяют работоспособность узлов и агрегатов воздушного судна, своевременно инспектируют и меняют запчасти и расходные материалы, при необходимости выполняют ремонт.

Во-вторых, законодательство обязывает владельцев вертолетов проходить ТО. Без сертификата летной годности, который нужно получать раз в два года, пилот не имеет права поднимать машину в воздух.

Без сертификата летной годности вертолет не может легально подняться в воздух

Производители рекомендуют проходить ТО по графику. Например, вертолет Robinson R44 нуждается в техобслуживании через каждые 4 месяца эксплуатации или после наработки первых 29 часов налета и далее каждые 50 часов – смотря, что наступает ранее.

Для успешного осуществления ТО и ремонта продавец организует поставки необходимых расходных материалов и сертифицированных изготовителем запасных частей. Поставщик обеспечивает выгодные условия покупки запчастей благодаря налаженной логистике и наличию запасов наиболее востребованных позиций на собственных складах.

Приобретение запчастей у официального дилера завода всегда намного удобнее и на 100 % безопасно. Цена у такого поставщика практически гарантированно будет ниже, чем у конкурентов, поскольку он закупает детали непосредственно на заводе и имеет дилерскую скидку. Покупая запчасти и агрегаты через «перекупов», владелец ВС рискует приобрести контрафакт, установка которого на вертолет может привести к авиапроисшествию либо получению предписания от авиационных властей во время прохождения очередной комиссии для получения очередного СЛГ о замене деталей. Это может произойти, даже если они оригинальные, но ввезены в страну неофициально.

Производственный контроль и послепродажное обслуживание через сервисные центры

Ведущие производители вертолетов, включая Airbus Helicopters, Bell Helicopter, Robinson Helicopters и другие компании, участвуют в послепродажном обслуживании через сеть своих авторизованных сервисных центров (СЦ). Существует два типа СЦ: принадлежащие производителю и независимые.

Читайте также:  Ряд устройств

Независимые сервисные центры проходят процедуру сертификации и получают от производителя вертолетов официальный статус и право заниматься техобслуживанием и ремонтом воздушных транспортных средств производства этих заводов.

Большинство производителей предпочитают работать через независимые сервисные центры. Так, Augusta Westland по состоянию на 2016 год имеет 6 собственных и 86 независимых СЦ. Bell Helicopter обслуживает клиентов через 5 собственных и 101 независимый СЦ. Благодаря этому подходу производители расширяют географию центров послепродажного обслуживания. А владельцы воздушных аппаратов могут получать нужные услуги в регионе эксплуатации вертолета.

При этом важно отметить, что в России сервисный центр также должен быть одобрен местными авиационными властями – Росавиацией. Зачастую требования данного органа превосходят требования заводов-производителей к сервисному центру не только в плане оснащенности инструментом, запчастями, но и количеством работающих в штате технических специалистов. Данное расхождение в требованиях усложняет жизнь сервисным центрам в России, но пока с этим приходится мириться и следовать как нормам заводов, так и российских авиационных властей.

Модернизация вертолетов позволяет использовать их для решения специальных задач

Кроме ТО и ремонта, независимые сервисные центры организуют установку дополнительного и специального оборудования на вертолеты. Это задача выполняется в соответствии с техническими характеристиками машины и потребностями конкретного владельца. Сам же завод-производитель периодически модернизирует вертолеты. Например, в рамках модернизации он может увеличить грузоподъемность и дальность полета без дозаправки судна, адаптировать его к работе в экстремальных климатических условиях, установить дополнительное оборудование для специальных миссий.

Обучение, информационная и организационная поддержка

В послепродажное обслуживание входят обучение пилотированию и подготовка инженерного персонала. Продавец может организовывать курсы как на базе специализированного обучающего центра в России или за рубежом, так и в месте базирования вертолета и проживания собственника летательного аппарата. В программу обучения входят теоретическая и летная подготовка, тренаж в кабине.

Читайте также:  От серийных грузопассажирских типов до специальных воздушных кранов: вертолеты в строительстве

Организационная поддержка предполагает помощь в оформлении документации, регистрации вертолетной площадки, если потребуется. В частности, после приобретения вертолета владелец должен получить свидетельства о регистрации и праве собственности на воздушное судно, а также сертификат летной годности.

Компания «ХелиКо Групп» в рамках послепродажного обслуживания оказывает весь комплекс услуг, которые помогают владельцам вертолетов эксплуатировать воздушное судно комфортно и безопасно. Условия сотрудничества можно обсудить по телефону: 8-495-104-58-84.