Немного о вертолетах

За и против покупки ресурсного (бу) вертолета Robinson

Ресурсные вертолеты стоят дешевле новых. Стоит ли их покупать, с какими рисками сталкивается собственник и что нужно знать о вертолетах Robinson с налетом?

Ресурсные вертолеты Robinson стоят дешевле. Есть ли риски при покупке?

Что такое ресурсный вертолет

Это бывшее в употреблении воздушное судно. С точки зрения терминологии, применять к такому вертолету определение «б/у» ‒ неправильно. Это ресурсный вертолет. Однако суть дела не меняется. Собственник по тем или иным причинам его продает. Вертолет называется ресурсным, так как он частично выработал ресурс: календарный и/или налет часов. Отсчет выработки ресурса, а также гарантийного срока, составляющего 2 года или 1000 часов эксплуатации (что раньше наступит), начинается c момента, когда дилер завода-производителя забрал вертолет с завода.

Что важно знать покупателю? В отличие от автомобилей, стоимость которых падает как минимум на 5–10 % сразу после покупки, цена на вертолет не подлежит таким изменениям. Например, борт, простоявший год в законсервированном состоянии, практически не потеряет в цене. Это в первую очередь связано с тем, что у вертолета Robinson нет назначенного срока службы, но каждые 12 лет или 2200 часов налета на нем необходимо выполнять капительные ремонт, стоимость которого ‒ около половины цены нового воздушного судна.

На практике цена ресурсного вертолета зависит от его состояния, степени выработки межремонтного ресурса, истории эксплуатации, качества технического обслуживания, а также комплектации. Например, воздушные суда, которые интенсивно эксплуатировались в сложных погодных условиях, сильнее изнашиваются. Поэтому их цена будет ниже ресурсных воздушных судов, которые использовались относительно немного и в более мягких климатических условиях.

Разница в цене между новыми и ресурсными вертолетами Robinson обычно исчисляется десятками или даже сотнями тысяч долларов. Например, цена нового R44 Raven II в рублевом эквиваленте составляет сейчас, когда временно отменена ввозная таможенная пошлина, порядка 635 000 долларов в рублевом эквиваленте.

А ресурсное воздушное судно этого типа можно приобрести от 250 000 до 500 000 долларов в зависимости от наработки с начала эксплуатации/остаточного ресурса до капитального ремонта.

Читайте также:  Страхование вертолета: что нужно знать?

При покупке ресурсного вертолета вы можете сэкономить десятки или сотни тысяч долларов. Но когда вертолет будет нуждаться в капитальном ремонте по налету часов или календарному плану, вы потратите не менее половины стоимости нового воздушного судна.

Зато после этой процедуры в вашем распоряжении будет исправный вертолет с таким же ресурсом до следующего капремонта, как и у нового воздушного судна. Конечно, такой вертолет стоит дешевле нового, но дороже, чем борт с небольшим ресурсом до капремонта.

Что нужно учитывать при покупке ресурсного вертолета
Состояние вертолетов

Собственники избавляются от вертолетов по разным причинам. Кому-то четырехместный R44 не позволяет свободно перевозить семью в полном составе, поэтому он меняет воздушное судно на пятиместный R66 с объемным багажным отделением.

Ряд собственников решают поменять R44 на R66 из-за топлива: найти керосин в России ‒ не проблема, а вот авиационный бензин 100 LL есть лишь в ограниченном количестве точек.

Кто-то не хочет тратить время и деньги на капитальный ремонт, поэтому покупает новое воздушное судно такого же или более высокого класса.

Robinson R66 с газотурбинным двигателем

Проблема в том, что рядовой покупатель и даже профессиональный авиамеханик не сможет адекватно оценить состояние вертолета «на глаз». Чтобы понять, в каком состоянии винтокрылый летательный аппарат, необходимо провести комплексную предпродажную инспекцию: продиагностировать узлы и агрегаты, использовать специальную аппаратуру для выявления скрытых дефектов и т. д.

Поэтому ресурсные вертолеты всегда лучше покупать исключительно с помощью официальных дилеров и сервисных центров заводов-изготовителей. Это гарантирует полную профессиональную проверку технического состояния воздушного судна и документальное сопровождение сделки. Вы купите вертолет с прозрачной историей и полным пониманием его фактического технического состояния. Если на вертолете выявлены какие-либо дефекты, то у вас будет полная информация о стоимости устранения этих дефектов специалистами дилерского центра. Вы получите гарантию безопасной эксплуатации воздушного судна, заключив договор на дальнейшее техническое обслуживание у официального представителя завода‒производителя и организации по ТО, одобренной Росавиацией.

Читайте также:  Чем опасны птицы для вертолетов

Комплектация ресурсных вертолетов

Чтобы получить сертификат летной годности, собственник должен укомплектовать винтокрылую машину необходимым набором оборудования. Список необходимых опций определяется законодательством.

При покупке ресурсного вертолета у зарубежного продавца есть риск приобрести воздушное судно, оборудование которого не соответствует карте данных сертификата типа на данный тип вертолета в нашей стране. Оно может быть укомплектовано дорогостоящими приборами, которые не считаются обязательными по российским законам. Зато на вертолете может не хватать оборудования, которое обязательно для получения сертификата летной годности в России и СНГ.

Что в итоге? Новому владельцу воздушного судна придется покупать и устанавливать нужные приборы, а это дополнительные деньги и время. К тому же приобрести и установить это оборудование придется в дилерском и сервисном центре завода. Сделать это будет дороже, нежели изначально, то есть если бы дилер сам подбирал вертолет за границей и приводил его в соответствие карте данных сертификата типа МАК, а также получал обязательные экспортные документы, включая экспортный сертификат летной годности для России, снятие с регистрации в стране-экспортере и т. д.

Избежать такой проблемы несложно: нужно приобретать ресурсные вертолеты у официальных дилеров и сервисных центров производителя в России. Они проверяют комплектацию воздушных судов и обеспечивают соответствие установленной аппаратуры требованиям законодательства. Более того, дилер может помочь оформить сертификат летной годности после импорта в Россию или СНГ в кратчайшие сроки.

Есть ли риски при покупке ресурсных вертолетов Robinson

Да, это так — покупка ресурсного вертолета Robinson в России не избавляет покупателя от рисков, связанных с неудовлетворительным техническим состоянием воздушного судна, непроверенной информацией об отказах, превышениях эксплуатационных ограничений и аварийной истории. Хотя, учитывая требования к эксплуатации и техническому обслуживанию вертолетов Robinson, это должно быть не так.

Дело в том, что производитель обязует владельцев регулярно проходить ТО. Оно должно выполняться по одному из двух графиков в зависимости от того, какой наступает раньше: календарный план или налет часов. В ходе техобслуживания эксперты сертифицированных сервисных центров также проверяют техническое состояние воздушного судна и устраняют любые неполадки. В России, к сожалению, многие владельцы пренебрегают этими требованиями, эксплуатируют ВС в условиях, запрещенных заводом‒производителем, заправляют его некачественным топливом и т. д.

Читайте также:  Airbus Helicopters H125 (ранее Eurocopter AS350): возможности и технические характеристики

Благодаря строгому выполнению графика плановых ТО вертолеты Robinson всегда остаются в отличной форме

Каждые 12 лет или 2200 часов наработки выполняется капитальный ремонт. После него собственник получает практически новую машину. Теперь внимание: без отметки о прохождении ТО собственник не оформит сертификат летной годности и не сможет эксплуатировать воздушное судно на законных основаниях. Напомним, что капитальный ремонт обходится примерно в 50 % от цены нового ВС и занимает несколько месяцев. Выполнять его можно или в сертифицированном сервисном центре в России, или вывозить ВС непосредственно на завод Robinson. Второй вариант тоже проще осуществить при помощи официального дилера с учетом особенностей оформления таможенного режима.

Покупать или нет

Преимущество покупки нового вертолета Robinson, особенно сейчас, когда обнулена ввозная таможенная пошлина на легкие вертолеты, очевидно. Покупать новое воздушное судно всегда безопаснее, ведь на него распространяются гарантии завода-производителя.

В приобретении ресурсного вертолета есть свои плюсы, но связаны они только с более низкой ценой. Это экономия средств здесь и сейчас. Часто при покупке нового воздушного судна вам придется ждать выполнения заявки несколько месяцев из-за высокого спроса на продукцию Robinson во всем мире. А ресурсный вертолет часто можно приобрести быстрее. Но риски в данном случае в разы выше. Обсудить преимущества и недостатки приобретения ресурсных вертолетов можно со специалистами компании «ХелиКо Групп» по телефону: 8 (495) 104-58-90. Разумеется, вы всегда можете приобрести у нас как у официального дилера и сервисного центра завода Robinson Helicopters новые вертолеты! Мы ценим ваше мнение, выбор и время.