Немного о вертолетах

«Здравствуйте. Можно вертолет к 17-му километру МКАДа?», или Развитие вертолетного такси в России и мире

Жители Москвы, описанной Киром Булычевым в повести «Сто лет тому вперед», могли «флипнуть до космопорта». Описанные фантастом летательные аппараты – флипы – имели форму яйца. Люди будущего использовали их в качестве воздушного такси.

Похоже, пророчество Кира Булычева сбылось досрочно. Жители Москвы настоящего могут пользоваться авиатакси. Конечно, для перевозок используются не фантастические флипы, а реальные вертолеты. Космопорты тоже еще не построили, но вот быстро попасть в аэропорт или на вертодром можно уже сегодня.

Что такое вертолетное такси, как оно работает в крупнейших мегаполисах мира и России и есть ли перспективы у этой услуги в нашей стране? Ответы – в статье.

Так представил флип режиссер фильма «Гостья из будущего» Павел Арсенов. Почти вертолет, не хватает винта и хвостовой части

Вертолетное такси – привычная услуга

К этой услуге давно привыкли жители крупнейших мегаполисов мира. Например, компания National Helicopter Center, которая предоставляет услугу вертолетного такси в Лос-Анджелесе, работает с 1958 года. Компания New York Airline оказывает услуги рейсовых перевозок на вертолетах с 1953 года. Уже во второй половине XX века компания обслуживала чартерные рейсы винтокрылых машин, которые можно считать вертолетным такси.

Вертолетное такси – это услуги по большей части нерегулярных пассажирских перевозок на вертолетах.

Из-за высокой стоимости аэротакси эта услуга востребована преимущественно организациями и состоятельными частными клиентами.

В Нью-Йорке маршрут из центра города в аэропорт считается для вертолетного такси типичным. Из-за пробок и большого расстояния путь с Манхэттена до аэропорта занимает полтора-два часа. А на воздушном транспорте это время сокращается до 15 минут. Услугами авиатакси в Нью-Йорке пользуются преимущественно бизнесмены и селебрити.

В Таиланде авиакомпании предлагают воспользоваться вертолетным такси для полетов из Бангкока на самые популярные курорты страны. Между Бангкоком и Пхукетом также курсируют вертолеты в режиме челночных рейсов. Стоимость аренды вертолета в режиме такси составляет около 2 тыс. долларов США в час за весь борт.

Читайте также:  Принципиальные схемы вертолетов

В Дубае вертолетное такси обслуживает жителей и гостей мегаполиса. Пассажиры используют винтокрылые машины для трансфера из аэропорта в гостиницу, для организации деловых встреч, развлекательных полетов.

Этот вертолет за 20 минут доставит вас в любую точку Лондона

Лондонское авиатакси предлагает частным клиентам за 20 минут добраться из центра британской столицы до любой точки мегаполиса, где оборудована вертолетная площадка. А вертолет подается в течение 20 минут после подтверждения заказа. Один из самых популярных маршрутов среди клиентов авиатакси – трансфер из аэропорта Хитроу в аэропорт Гатвик или полет в обратном направлении.

Вертолетное такси работает и в других крупных мегаполисах мира, включая Берлин, Торонто, Токио, Сидней, Рио-де-Жанейро и т.д. Могут ли воспользоваться этой услугой жители российских городов?

Из Монако на вертолете без проблем можно долететь в Ниццу, Париж и другие города Франции, а также в Италию. Компания HeliAirMonaco предлагает пассажирам совершать перелет на AS365N, ES130 B4, AS350 или AS355N.

Авиатакси в России

Отечественные авиакомпании предоставляют услугу вертолетного такси. Операторы рынка предлагают клиентам арендовать воздушное судно для полета по заданному маршруту или получить его в распоряжение на оговоренное время. Заказчиков обслуживают легкие вертолеты, например, Robinson R44 и R66, Bell 407 или Airbus Helicopters (ранее Eurocopter) EC130 или AS350. Воздушными судами управляют профессиональные пилоты.

Стоимость услуги зависит от модели винтокрылой машины, региона, выбранного маршрута, текущей цены топлива и других факторов. По состоянию на середину 2016 года средняя стоимость аренды Robinson 44 составляет 35 — 45 тыс. тыс. рублей в час в зависимости от региона России.

Цели использования авиатакси в РФ совпадают с зарубежной практикой. Вертолетами пользуются для трансферов к месту отдыха, перелетов между аэропортами, в развлекательных целях, для полетов в другие города.

Читайте также:  Комплектуем Robinson под себя

На режим использования авиатакси влияют региональные особенности:

  • В Москве частным вертолетам нельзя летать в пределах МКАДа. Поэтому посадочные площадки находятся за пределами кольцевой магистрали. Например, вертолетная площадка есть в выставочном центре «Крокус Экспо». Авиатакси летает с нее в любые пункты назначения с внешней стороны МКАДа. Например, востребованными маршрутами являются трансферы в аэропорты Домодедово, Шереметьево и Внуково.
  • В Санкт-Петербурге частные вертолеты могут летать над центром города при наличии специального разрешения. Поэтому клиентам доступны экскурсионные полеты, во время которых можно осмотреть культурные памятники северной столицы. Авиатакси можно использовать при организации деловых встреч, для полетов из Санкт-Петербурга в другие населенные пункты Ленинградской области и ближайшие к ней регионы.
  • Активно услуга вертолетного такси развивается на юге страны, в частности, Сочинская авиагруппа организует полеты на Красной поляне, в окрестностях Сочи, в Крым и по всему Краснодарскому краю.
  • В других регионах России услуги вертолетного такси пока не пользуются достаточным спросом из-за высокой стоимости. Несмотря на это, в Новосибирске и Екатеринбурге развивается необходимая для работы авиатакси инфраструктура. Власти Свердловской области планируют запустить вертолетные челночные рейсы между Екатеринбургом и Челябинском.

На развитие услуги авиатакси в РФ влияют состояние вертолетной инфраструктуры в больших городах и особенности законодательства. Например, отсутствие возможности для полетов на частных машинах над Москвой удерживает бизнес от строительства вертодромов и вертолетных площадок в крупнейшем мегаполисе страны.

Конечно, на сегодняшний день в России с учетом курса валют (амортизация вертолетов зарубежного производства, запчасти и агрегаты в привязке к курсу валют) стоимость авиатакси пока довольно высока. Тем не менее, для решения этой проблемы отечественные операторы могут воспользоваться опытом коллег из других стран.

Читайте также:  Борьба с посевами конопли: как вертолеты полиции отслеживают высадки конопли

Перспективы вертолетного такси

Основатель компании Gotham Air Тим Хэйес однажды воспользовался частным вертолетом, чтобы отвезти в аэропорт музыканта группы Guns N’Roses Даффа Маккагана. Тим заплатил за короткий перелет около 2 тыс. долларов. В тот же день ему пришла в голову идея дешевого авиатакси.

Машины Gotham Air работают по принципу шаттл-чартеров: они совершают регулярные рейсы из делового центра Нью-Йорка в аэропорт имени Джона Кеннеди. Первый полет обходится клиенту в 99 долларов. За эти деньги он путешествует с комфортом и экономит 110 минут. Дорога из Манхэттена в аэропорт занимает не два часа, а 10 минут. Последующие полеты обходятся клиенту примерно в 200 долларов, то есть на порядок дешевле традиционного авиатакси.

Авиатакси используют для развлекательных и рекреационных полетов

Сделать услугу более доступной удалось за счет регулярных полетов по расписанию. Клиенты готовы подстраиваться под время отправления винтокрылой машины и лететь с попутчиками, чтобы быстро и за относительно доступную плату попасть в пункт назначения.

Перспективы отечественного рынка авиатакси также зависят от развития соответствующей инфраструктуры. Разрешение частных полетов на вертолетах над Москвой может стимулировать оборудование вертолетных площадок внутри МКАДа. Это обеспечит операторам дополнительные условия для работы на столичном рынке.

Пока авиакомпании не имеют права на полеты внутри МКАДа, они развивают сеть вертолетных площадок вокруг кольцевой магистрали.

Услуги вертолетного такси доступны жителям крупнейших мегаполисов мира с середины XX века. Клиенты арендуют вертолеты для деловых полетов при необходимости быстро попасть в пункт назначения, а также в развлекательных целях. Операторы рынка планируют сделать вертолетное такси массовой услугой за счет внедрения регулярных рейсов по популярным маршрутам. В России на сегодняшний день перспективы рынка вертолетного такси зависят в первую очередь от развития инфраструктуры: наличия большого количества вертолетных площадок в Москве и других крупных городах.